«КОРОЛЕВ.ГЛАВНЫЙ.» ИНТЕРВЬЮ С ВЛАДОМ ДЕМЧЕНКО
18 апреля в Центре Дениса Майданова "Территория Первых" при полном аншлаге прошел заключительный в этом театральном сезоне театрально-документальный проекта «Королев. Главный».
Он стартовал в прошлом году в День космонавтики 12 апреля в самом правильном месте - в Мемориальном Музее Космонавтики. Спектакль посвящен Сергею Павловичу Королеву - основоположнику практической космонавтики, одному из крупнейших ученых XX века в области космического ракетостроения, советского конструктора внесшего огромный вклад в развитие отечественной космонавтики. С Владиславом Демченко, руководителем проекта, Заслуженным артистом России, премьером театра имени Вахтангова, основателем авторского театра «Белое Облако», мы поговорили о том, какой путь прошел спектакль за ровно год. «Хочется поговорить о Королеве и не только. Во-первых, потому что в этом году благодаря Гранду мэра Москвы «Душевная Москва» и Департаменту Общественных Связей города Москвы; благодаря поддержки и помощи Федеральной программе « Историческая Память»; компании « Инфинитум» ; « Консорциуму»; Центру « Территория Первых» и помощи и поддержки Майданову Денису Васильевичу ,Мельяновской Наталье Викторовне , Прассу Павлу Игоревичу и многим другим у нас появилась возможность сыграть еще шесть спектаклей, пять из которых мы играли в удивительном месте в Коворкинг-Центре в павильоне «Кролиководство» на ВДНХ, мы его долго искали, потому что очень мало площадок, где есть светодиодная стена. И еще один заключительный спектакль 18 апреля, буквально сразу после Дня Космонавтики, прошел в центре Дениса Майданова «Территория Первых» на Гоголевском бульваре.
Удивительную вещь я узнал, приступая к работе. Во-первых, я узнал о том, что Королев Сергей Павлович умер в 1966 году. А я в этом году родился. То есть, на следующий год исполняется 60 лет со дня смерти действительно великого конструктора, человека такого уровня, которого сейчас не существует. И пожалуй, наверное, самой закрытой персоне в нашей стране [его имя страна узнала гораздо позже первого полёта в 1961 году]. Еще раз хочу напомнить, как рождался спектакль. Он был создан прежде всего на основе только документальных фактов, на основе книги дочери Королева «Отец», на основе материалов, которые имеются о Королеве в открытом доступе. То есть это было, пожалуй, самое сложное – создать всю эту историю, сплести ее из подлинных фактов. Самое важное, что эта история, по сути дела, очень проста. Есть одна цитата, которая мне всегда не дает покоя: «Для того, чтобы понять жизнь человека, нужно попытаться ее прожить». Так вот, я пытаюсь, как актер, пройти некий отрезок жизни, путь… Сергей Павлович пропускает через себя те факты, которые происходили с ним в период его знакомства с первой женой Ксенией Винцентини в шахте города Алчевск, Луганской области. Дальше становление ГИРДа [группа изучения реактивного движения], конструкторское бюро, которое родилось и существовало в подвале московского дома, который они чуть не взорвали. И путь Сергея Павловича вместе со своей страной от 1930 до 1960х годов . Особое место занимают вехи жизни Королева – период репрессий, арест, далее ГУЛАГ, через который он прошел, будучи по доносу несправедливо осужденным. Но он настолько верил в то, что он делает, верил в справедливость, что написал Сталину письмо «Прошу Вас пересмотреть мое дело. Я готов лично доказать свою невиновность, готов продолжить дальше работу над производством реактивных ракет для обороны нашей страны», что в результате и произошло. То есть пройдя ГУЛАГ, спустя 5 лет и15 месяцев, как его мотало от Бухты Нагаева до Москвы и обратно, в общем-то, сломанного, но несломленного человека, его реабилитировали и досрочно освободили и предоставили все возможное и невозможное. Факт, что Королев лауреат Государственной премии, Ленинской премии имеет немало орденов, наград и так далее, но в нашем спектакле мы не затрагиваем основные его достижения ,в частности, и первый полет человека в космос и так далее. Самое главное для нас было показать становление этой личности, силу духа и абсолютную веру в свою страну, в свою родину и в свою правоту. То есть, для меня - это был человек, мощнейшая личность я, гений который опережал время. В нашем спектакле затрагивается еще очень важный аспект - до сих пор доподлинно неизвестно, была ли встреча Королева с Циолковским или нет. Какие-то источники пишут, была, какие-то наоборот. Но многие научные сотрудники склоняются к тому, что ее не было. Но тем не менее Циолковский считал Королева своим учеником, а Королев считал Циолковского своим учителем и основывался в своей работе на « 16 этапов освоения космоса», которые до сих пор существуют и не освоены до конца никем… И все же в спектакле у нас возникает Циолковский не как таковой, а как некий дух, к которому периодически ученик обращается как к учителю за советом, помощью, желанием и так далее, в мыслях. В этом, пожалуй, единственная наша «фантазийность». Я только вчера понял, что, боже мой, мне на следующий год исполняется 60 лет. В 2027 году будет отмечаться 120 лет со дня рождения Сергея Павловича. И он умер в 60 лет, сделав столько для страны, для Родины!.. И для меня это совсем неслучайно. Конечно же, я не претендую на то, что я похож на Королева, я совершенно другой человек, я просто актер. Но мы нашли с Володей Киммельманом, режиссером спектакля, некий ключик, - как попытку пропустить через себя кусок пути великого конструктора. Выпускали мы спектакль в прошлом году в Музее Космонавтики, у меня с ним были замечательные взаимоотношения, но в какой-то момент вдруг - и хочу это подчеркнуть особо - к сожалению, наши пути разошлись, потому что руководство музея решило вторгнуться в конструкцию пьесы и буквально заставляла убирать всю историю, связанную с ГУЛАГом и с письмом Сталину; при том, что в экскурсиях музея они об это подробно рассказывают, а ведь в художественный замысел не вторгался даже Президентский Фонд Культурных Инициатив. Как руководитель и инициатор этого проекта я не раз разговаривал с кураторами, они сказали, что очень горды тем, что это один из лучших проектов, он действительно получился.
После того, как наши пути с руководством Музея Космонавтики разошлись, мы стали играть эту историю в другом месте. Принципиально важно для меня как для человека, как для актера, как для личности, в этом спектакле пройти путь со своей страной, путь невинно осужденного, с абсолютной верой в свою правоту и далее с полной реабилитацией, что говорит о силе и мощи духа. Мне кажется, об этом важно говорить, особенно сейчас, когда в нашей стране идет специальная военная операция. Когда мы отстаиваем наши человеческие, духовные, нравственные интересы, ценности нашей нации. Поэтому слово подвиг, слово дух, слово ощущение духа, на мой взгляд, самое важное и при этом не пафосные слова. Я не хочу молчать о том, что руководство Музея Космонавтики, в лице директора и в лице заместителя директора, к моему великому сожалению, решили, что они имеют право вторгаться в некую творческую составляющую. Наши пути разошлись, у меня нет никаких претензий. Мы расстались достаточно мирно, но я хочу подчеркнуть, что люди, которые не имеют отношения к театру, люди, у которых мы арендовали помещение и которым платили из президентского гранта за аренду, те люди, по большому счету, которых я считал партнерами, начали диктовать некие условия. Более того, скажу, что мне в частной беседе было сказано, что мне вообще не стоит это играть, что это якобы не моя роль. Я хочу сказать, во-первых, я не претендую на это, а во-вторых, все те, кому я доверяю, все те 600 человек, которые посмотрели спектакль в Музее Космонавтики, - и космонавты, и научные сотрудники, и мои коллеги-партнеры, актеры по театру «Вахтангова» и другие зрители говорили о том, что это «одна из лучших твоих ролей вообще», что это «неожиданно, глубоко, проникновенно и создано с огромной верой и любовью к личности Королева .к Стране .к Родине…»
О Королеве снято очень много фильмов, но спектакля нет ни одного. Мы первые и единственные, кто создал эту драматическую версию в проекте «Королев. Главный». И более того, мы не берем известные факты полета Гагарина, полеты Белки и Стрелки, все его достижения и так далее. Повторю, что мы рассматриваем становление личности. То, как они в ГИРДе создавали, как они пробовали и ошибались, как им помогали, как они прошли весь путь вместе со своей страной. А дальше в финале возникают титры на экране, все достижения Королева, которые общеизвестны. Еще хочу сказать одну, на мой взгляд, немаловажную вещь: в душе каждой личности особое место имеет любовь и уют, поэтому мы рассказываем о знакомстве с первой женой, Ксенией Винцентини, - она была врачом на шахте в городе Алчевск, Луганской области. Они познакомились и он очень хотел, чтобы Ксения приехала к нему. Но так или иначе Ксения, как и Королёв, хотела достичь чего-то в своей жизни как врач. И поэтому рано или поздно их пути, к сожалению, разошлись. Разошлись они после поездки Королева в Германию, где он познакомился с учеными, где он пытался усовершенствовать немецкую ракету дальнего действия. И в его жизни появляется другая женщина, переводчица Нина, с которой он, собственно, и прожил до самой смерти. И появляется в его жизни уют, дом и многое-многое. То есть, она была тем самым «его человеком». Ходят разные слухи, легенды о том, кто она, может быть, ее подослали и прочее. Главное, на мой творческий, частный взгляд, что основой их союза была любовь. Все было, конечно, все было замешано на понимании. Я приведу один интересный факт, который, кстати, мне рассказывали в Музее Космонавтики: Апрель 1961 года - в Москве идет чествование полета Гагарина в космос. На улицах вся Москва, идут люди и машины. Королева с Ниной практически затолкали. Тогда Королев говорит, мы возвращаемся домой. И он со своей женой смотрел, как чествует Россия, СССР и весь мир Гагарина, перед телевизором дома вдвоем. Мне кажется, этот удивительный факт говорит и о мощи этой личности, но не говоря о том, что он был засекречен. Конечно, все, что касалось ГУЛАГа, всех допросов и так далее, очень сильно подорвало его здоровье, поэтому человек ушел из жизни так рано - его сердце не выдержало. Я уверен, что, если бы Королёв прожил дольше, мы бы были первыми на Луне, всё к этому шло, и он мечтал о полётах на Марс и так далее. Он следовал абсолютно заветам Циолковского, только Циолковский был теоретик, а Королёв был практиком, верящим в космос, верящим в это пространство и верящим в мощь, силу духа русской нации, нашего народа. Мы нашла любопытную заметку, когда Циолковский рассказывал о том, каким должен быть первый человек в космосе. «Он должен быть русским, у него должна быть улыбка, у него должны быть светлые глаза», и эта цитата есть в спектакле. Это удивительно, по большому счету, ведь человек полетел спустя много-много-много-много времени. Мы лишь подаем эти факты, пропуская через себя эмоционально как актеры. Мне кажется, это очень важно. Это дух времени. Я родился в 1966 году, моей маме было 24 года. То есть, по сути дела, моя мама – дитя войны. Королев прошел всю эту войну. Понимаете, это поколение наших дедушек и бабушек. И мне кажется, очень важно об этом поколении говорить. И в спектакле мы пытаемся передать дух времени, вот этого ощущения того времени. Всегда присутствует любовь, всегда присутствует верность, всегда присутствуют идеи. Самое главное – гармония. Не изменять внутренне себе как человеку, как личности. Более того, это созвучно с любыми студенческими годами. Что такое ГИРД? Это подобно тому, когда люди собираются, что-то творят, пытаются создавать. Сейчас это называется научные кластеры, где люди могут не спать ночами, могут думать, пробовать, экспериментировать и так далее. А тогда это создавалось наподобие того, как и мы, студенты, думали о каком-то спектакле, дискутировали, пробовали, а у нас не получалось. Это очень созвучно тем людям, создателям. Я бы сказал так, нация создателей. Вот к чему можно было еще отнести Сергея Павловича Королева. И у меня есть в дальнейшем идея сделать некий документальный фильм о нем с художественной реконструкцией, на основе взаимоотношений с РКК «Энергия», городом Королев, корпорацией «Энергия»; у них действует фантастический Музей Космонавтики.
Человека нельзя вырвать из контекста общества; внутри каждого окружения, каждой личности всегда есть близкие друзья, есть предатели. Наши корни прорастают и как бы мы часть этой нации. Королев это как никто чувствовал и понимал. Кстати говоря, как и чувствовал и понимал Циолковский, будучи рожденным еще в царское время. И, тем не менее, советская власть его приняла, что тоже удивительно. Самое, наверное, главное и важное для меня - откуда истоки, откуда эти достижения? То есть, становление личности. Об этом спектакль «Королев. Главный» особенно в преддверии 80-летия празднования Великой Победы!»
Текст и фото Елена Посувалюк